
Поток создания ценности (VSM) — это метод бережливого производства, который обеспечивает анализ, проектирование и управление потоком материалов и информации, необходимых для поставки продукта клиенту. Систематизацию потока ценности можно использовать для совершенствования любого процесса, в котором есть повторяющиеся этапы. Ее особенно полезно проводить в случаях, когда работа несколько раз передается от команды к команде.
История метода
Предполагается, что идея систематизации потока ценности впервые появилась в корпорации Toyota Motor. Однако это спорный вопрос. Возможно, Toyota позаимствовала этот метод из других источников или он возник естественным образом в ходе обмена идеями между членами сообщества бережливого производства. Ранние версии диаграмм, представляющих потоки материалов и информации, можно найти уже в книге Чарльза Э. Кнеппеля «Внедрение методов повышения эффективности», которая была опубликована в 1918 году.
Преимущества систематизации потока ценности
Систематизация потока ценности крайне важна для устойчивого развития бизнеса по следующим причинам:
- Сокращение или исключение потерь повышает прибыль компании. Кроме того, при таком подходе становится понятна причина потерь.
- После того как в результате систематизации потока ценности будет выявлена нерациональная передача работы, команды могут сознательно улучшить свое поведение, культуру, коммуникацию и совместную работу.
- Команды отказываются от индивидуальных мнений и выстраивают приоритеты с точки зрения клиента.
Пошаговая инструкция по систематизации потока ценности
1. Определите проблему, которую вы решаете
Какую проблему вы решаете с точки зрения клиента? Вашим клиентам кажется, что поставка новых возможностей или улучшений продукта занимает слишком много времени? Опубликуйте изложение проблемы и убедитесь, что все понимают, о чем идет речь.2. Доверьте задачу подходящей команде
Доверьте задачу зрелой и опытной команде, которая сможет грамотно и своевременно решить эти проблемы. Топ-менеджеры должны выделить достаточно средств, чтобы обеспечить бесперебойное выполнение задачи.3. Задайте границы процесса
После публикации изложения проблемы соответствующим образом ограничьте область систематизации потока ценности. Необязательно составлять карту всего процесса релиза: можно сосредоточиться на определенном участке.4. Составьте карту выбранного процесса
Обязательно проверьте выбранный процесс. Это может поменять картину, так как непосредственный опыт нельзя заменить описанием (оно может быть предвзятым) и документацией, написанной другими сотрудниками (она может быть неполной и неточной). Определите этапы. Я анализирую карту потока ценности несколько раз. Это может показаться избыточным, однако мне случалось при втором проходе находить недостающие звенья, не обнаруженные при первом. А затем мы копались еще немного, и при третьем (и последнем) проходе вскрывались неприятные сюрпризы.5. Соберите данные о процессе
Систематизируя поток ценности, заносите данные о процессе в поля данных на карте. Данные о процессе включают в себя (помимо прочего) количество вовлеченных людей, среднее количество рабочих часов, время цикла, время ожидания, время бесперебойной работы, время простоя и так далее.6. Создайте график
Создайте карту затрат времени на процессы и выполнение.7. Оцените текущую карту
Задавайте вопросы. Много ли зависимостей связывает команды? Не слишком ли велико время выполнения? Если да, не связано ли это с тем, что наборы тестов не выполняются (или не могут выполняться) параллельно? Все ли среды стабильны? Не наблюдаются ли при тестировании периодические сбои, которые команды не в состоянии воспроизвести? Или, может быть, в вашем процессе есть этапы, которые вы считаете ценными, но которые ничего не значат для клиента? Анализируя информационный поток, ищите в нем застойные и узкие участки. Обращайте внимание на тип операций (отправка или получение).8. Спроектируйте будущую карту
Возможно, вам не удастся создать полную и окончательную версию, но это нормально. Убедитесь, что ваша новая карта соответствует видению компании. Помните: ничто не постоянно. Исходя из потребностей клиентов, вносите постоянные корректировки.9. Реализуйте будущую карту
Следуйте будущей карте потока ценности и убедитесь, что она более эффективна для клиентов. Она должна способствовать решению проблемы, сформулированной в начале работы. Ведите регулярный мониторинг KPI и анализируйте тенденции. Убедитесь, что все работают на благо клиентов.
Зачем внедрять карты потоков создания ценности в своей команде?
Составление карт потоков создания ценности может применяться в отраслях, которые стремятся улучшить процессы во всех деловых операциях. Визуализация передачи работы помогает оптимизировать поток и сэкономить средства. Без визуализации будьте готовы к долгим совещаниям с туманными результатами для бизнеса. Кроме того, систематизация потока ценности способствует улучшению командной культуры. Продуктивные команды больше вовлечены в процесс и с ними интереснее работать. При этом улучшение культуры, повышение производительности и экономия — лишь некоторые из множества преимуществ, которые дает систематизация потока ценности.